Решение Арбитражного суда о нарушении правил ведения раздельного учёта от 21 февраля 2023 года.

ПРЕЦЕДЕНТНОЕ РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИ РАССМОТРЕНИИ СПОРА О НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ РАЗДЕЛЬНОГО УЧЕТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА ПО ГОЗ, В ТОМ ЧИСЛЕ О НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ.

Решение от 21 февраля 2023 года по Делу № А62-6857/2022

Суд рассмотрел заявление ООО «…» об оспаривании постановления ФАС России о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.37 КоАП РФ.

По результатам проверки, проведенной прокуратурой (с привлечением сотрудника ИФНС России, выделенным для проведения проверки), содержится вывод о том, что согласно представленным оборотно-сальдовым ведомостям по счетам 60, 41, 62, 90 раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по договорам, заключенным в рамках ГОЗ, не ведется; учетной политикой ООО «…..» ведение раздельного учета затрат по каждому договору, заключенному в рамках ГОЗ, не предусмотрено. Данный вывод был положен в основу постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 15.37 КоАП РФ. об отсутствии раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договорам, заключенным в рамках ГОЗ, свидетельствует также непредставление организацией отчета об исполнении контракта по государственному оборонному заказу.

Вместе с тем, Обществом также представлена в прокуратуру района бухгалтерская справка, содержащая информацию о прибыли, прямых и косвенных расходах по данной сделке по ГОЗ.

Таким образом, в распоряжении прокуратуры имелись документы, из которых прослеживается раздельное отражение ООО «…» в бухгалтерском учете операций, связанных с исполнением договора в рамках государственного оборонного заказа.

Суд отмечает, что ни Закон № 275-ФЗ, ни Постановление № 47 не содержат четкого определения понятия «раздельный бухгалтерский учет». Отсутствует это понятие и в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Исходя из сложившейся практики делового оборота, под раздельным бухгалтерским учетом понимается распределение доходов и соответствующих им расходов в установленном порядке по определенным критериям: по видам деятельности, по заказам, по каждому контракту.

     Кроме того, суд не согласился с доводами ФАС России в части неведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору, заключенному в рамках ГОЗ, основанного среди прочего на том, что обществом не представлен отчет об исполнении договора по ГОЗ.

Судом было отмечено, что действующим законодательством строго определено в каких случаях, в каком порядке и в какие сроки должен быть представлен отчет об исполнении ГОЗ. Закон № 275-ФЗ и Приказ МО РФ № 554 определяют ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и представление государственному заказчику информации (отчета) об исполнении каждого контракта как две самостоятельные, не обязательно связанные между собой обязанности.

Таким образом,  обязанность по представлению отчета в силу предписания пунктов 15 – 20 Приказа МО РФ № 554 могла возникнуть только при наличии запроса государственного заказчика (Минобороны России).

Суд поддержал позицию ООО «…», что само по себе отсутствие в период проведения проверки отчета об исполнении договора не может служить доказательством неведения им раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при исполнении указанного договора.

Несостоятельными признаны и доводы ФАС о том, что установленное статьей 15.3 Закона № 275-ФЗ право получения контролирующим органом у исполнителя по ГОЗ документов, объяснений, информации соответственно в письменной и устной форме, равно как и предусмотренное частью 1 статьи 26.10 КоАП РФ право административного органа истребовать сведения, необходимые для разрешения дела, позволяют ФАС истребовать у ООО «…..» отчет об исполнении контракта, и что неисполнение обществом указанной обязанности свидетельствует об отсутствии у него раздельного учета.

РЕШЕНИЕ СУДА: Заявление ООО «…» удовлетворить. Постановление ФАС России о вынесении адм. штрафа по ст. 15.37 КоАП РФ признать незаконным и отменить его полностью, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено данное Постановление.

Ссылка на документ: Решение по делу №А62-6857/2022